?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


(фото с сайта interfax.ru)

Торжественная церемония открытия первого в России памятника Ивану Грозному состоялась в Орле 14 октября, - сообщает Интерфакс. Открытие монумента приурочено к православному празднику - Покрову Пресвятой Богородицы. Как известно, крепость Орёл была основана по указанию Ивана Грозного в 1566 году для охраны южных рубежей государства. Большинство жителей города поддержало установку памятника.

Министр культуры РФ Владимир Мединский заявил: «Иван IV Грозный - одна из наиболее противоречивых и вместе с тем выдающихся фигур отечественной истории. За годы своего правления он сумел предпринять ряд смелых и решительных шагов, направленных на укрепление единства Русского государства… Установка монумента Ивану Грозному в городе Орле сегодня - это не только дань памяти царю и воину, но и признание преемственности всех этапов нашей истории».

Это событие, возможно, одно из самых ярких в последнее время, и его можно поставить даже в один ряд с воссоединением нашей страны с Крымом. Ведь роль царя Ивана Грозного трудно переоценить. Он разгромил фронт враждебных ханств – осколков Золотой Орды, открыв путь русским землепроходцам на Восток, уничтожил остатки феодальной раздробленности, укрепив государство. И даже не допустил в Россию протестантизм, который нёс пастор Ян Ракита, лично устроив тому диспут, в ходе которого грамотно опроверг его учение.

Но самое главное, Иван IV Грозный является первым русским правителем, принявшим титул царя. Как писал митрополит Иоанн Снычёв в своей книге «Самодержавие духа»: «Воцарение Грозного стало переломным моментом: в становлении русского народа — как народа-богоносца, русской государственности — как религиозно осмысленной верозащитной структуры, русского самосознания — как осознания богослужебного долга, русского "воцерковленного" мироощущения — как молитвенного чувства промыслительности всего происходящего. Соборность народа и его державность слились воедино, воплотившись в личности Русского Православного Царя». Таким образом, Москва стала Третьим Римом – наследнице Второго Рима, то есть, Византии, павшей под натиском турок-османов.

Но у установки памятника Ивану Грозному есть и противники. И один из таковых – Алексей Лидов, историк искусств. На портале «Правмир», он опубликовал свою статью, в которой, помимо прочего, тот пишет о том, что ещё Иосиф Сталин требовал пересмотреть исторический взгляд на царя: «Вождь чувствовал родство с героем, который косвенно оправдывал его собственные преступления и массовые репрессии. Этот новый взгляд был официально закреплен не только в советской исторической науке, но и знаменитом фильме Эйзенштейна, который Сталин лично распорядился переделать». Причиной же уважения в народе к Ивану Грозному он видит в «проявлении народного мазохизма»: дескать, есть люди, которые «обожают, когда им лицо попирают сапогом». Распространённое либеральное клише.

В противоположность ему священник о. Дмитрий Дудко писал: «Как я заметил, у нас в России подвергаются осуждению те, кто имеет государственное направление. Государственность причисляется к какому-то пороку, преступлению. Так осудили государственника Ивана Грозного, расширившего границы России, обвинив его в жестокости. Хотя стоило бы задуматься, мог ли молиться за всех казненных жестокий человек? Не есть ли здесь акт любви? Как это ни странно, за многие годы за Ивана Грозного подали голос только Сталин и в наше время - митрополит Иоанн Санкт-Петербургский».

Действительно, европейские монархи того времени не могли этим похвастаться. В одну Варфоломеевскую ночь душ было загублено в разы больше, чем за всё правление Грозного царя.

Слова о том, что Сталин чувствовал родство с царём Иваном IV из-за оправдания репрессий также довольно распространены в либеральной среде. Однако сам Вождь в беседе с режиссёром Сергеем Эйзенштейном по поводу его фильма «Иван Грозный», которая состоялась 26 февраля 1947 года, говорил так: «Мудрость Ивана Грозного состояла в том, что он стоял на национальной точке зрения и иностранцев в свою страну не пускал, ограждая страну от проникновения иностранного влияния. В показе Ивана Грозного в таком направлении были допущены отклонения и неправильности. Петр I – тоже великий государь, но он слишком либерально относился к иностранцам, слишком раскрыл ворота и допустил иностранное влияние в страну, допустив онемечивание России».

Что же касается жестокости, то Сталин в той же беседе высказал мнение, что одной из ошибок Ивана Грозного состояла в том, что он не уничтожил пять крупных феодальных семейств, и если бы он это сделал, то вообще не было бы Смутного времени.

Другой противник установки памятника Ивана Грозного – дьякон Андрей Кураев написал в своём ЖЖ: «Те, кто сегодня восхваляют Ивана Грозного, себя прочат в опричники. Они не умеют любить, и им нужен «святой образец» для оправдания их ненависти».

Также распространённое либеральное клише, которая распространяется и на сталинистов. Однако это заблуждение. Образы Ивана Грозного и Иосифа Сталина символизируют не столько ненависть, сколько непримиримую борьбу с теми, кто сам одержим ненавистью к России и русскому народу. Но неприятие врагов Родины естественно происходит из любви к ней и желания избавить свою страну от внутренних и внешних врагов, во имя её процветания и величия. Ведь у Руси-Матушки должен быть Царь-Батюшка, то есть Отец Нации, а им и был Иван Грозный. И Иосиф Сталин, которого при жизни называли Отцом Народов, это, несомненно понимал. И памятник царю Ивану Грозному в Орле являет собой тот самый неизбежный ветер истории, который развеет весь мусор с могил великих правителей-государственников. Придёт время, и разрушенные памятники Великому Сталину также будут восстановлены.


Profile

stasrus2009
Станислав Крутиков

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner