?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Художественный фильм «Интердевочка» был снят режиссёром Петром Тодоровским в 1989 году по одноимённой повести Владимира Кунина (Фейнберга) (напечатана в журнале «Аврора» годом ранее) на закате Советского Союза. Фильм стал одним из самых популярных в период так называемой «перестройки».

Сюжет фильма начинается с того что один из клиентов валютной проститутки и одновременно медсестры Тани Зайцевой (играет Елена Яковлева), живущей в Ленинграде, гражданин Швеции Эдвард Ларсен признаётся ей в любви и делает предложение «руки и сердца». Таня настолько счастлива, что даже поймавшим её милиционерам хвастается, что выходит замуж.

Далее происходит довольно интересный разговор Тани со своей матерью после того, как та рассказывает ей свои планы про заграничную жизнь в браке с Эдвардом: «А что ты видела в этой жизни?! Папочку-кобеля?! Зарплату сто сорок?! Вот этот вот однокомнатный кооператив?! Вот эту вот жизнь?!». Итак, воспитана она без отца. На вопрос, почему Таня бросила институт, та отвечает: «Пять лет учиться, чтобы сто рублей зарабатывать!». Её мать работает учительницей, и работу свою любит, но вот с дочерью вышла промашка, не удалось привить ей уважение к благородным профессиям, человеческие жизни она спасать не хочет. Правда по сюжету, мать пребывает в неведении относительно её блудной подработки. «Я хочу свой дом, свою машину! Я хочу зайти в магазин и купить ту шмотку, которая мне нужна, а не бегать за фарцовщиками! Я хочу увидеть мир своими глазами! Ну не получилась из меня ни Софьи Ковалевской, ни Валентины Терешковой!», - восклицает Таня. Можно подумать, она пыталась. Но дальше интереснее: «Мам у меня есть большее, поверь мне. Я женщина или где?». То есть Таня считает, что достойна всех этих благ только потому, что является женщиной. Высоким самомнением она не обделена.

Удивительно, как подобные порочные личности любят восклицать, что они женщины. Очень красочно подобный образ показан в пьесе Александра Солженицына «Пир победителей», главная героиня которой - гражданка СССР, во время Великой Отечественной войны отправленная оккупантами в Германию в качестве прислуги и освобождённая советскими солдатами. В ответ на слова офицера СМЕРШа о том, что она могла быть партизанкой, как Зоя Космодемьянская, та тоже заявляет, что она – женщина, а также, что «в мир пришла, чтоб быть счастливой», «на сапоги зенитчицы не сменяет туфли модные», не терпит военной формы и прочее в таком духе. Подробнее здесь.

На вопрос матери, любит ли Таня своего шведского жениха, та отвечает: «Мам, ну не смеши меня. Если надо будет – полюблю». То есть Эдвард для неё – лишь средство достижения исключительно меркантильных целей. И тут мать приближается к разгадке тайной жизни своей дочери: «Танька, но это же значит торговать собой!». На что та заявляет, что и другие люди «стремятся продать свою профессию подороже», к примеру, архитекторы или учёные. И далее характерный вопрос: «А я что, хуже что ли?». Жалкая попытка самооправдания. При этом заметно, что мать не сильно пытается ругать дочь за такой выбор.

В фильме разговор урезан, а вот в книге Кунина имеется продолжение. Мать говорит Тане, что книги, изобретения, живопись приносят народу счастье, физическое и духовное. На что блудная дочь ей отвечает: «Привыкли мыслить только глобально - в масштабе народа, континента, космоса! Ничуть не меньше. А отдельно взятая личность одного человека никого не волнует!». И добавляет, что имеет ввиду Эдварда, женитьба которого на ней, по её словам, осчастливит его. И этом при том, что она только что заявляла, что не любит своего жениха. То есть просто нагло лжёт, ведь осчастливить она намерена только себя.

Забавно, что при всем этом Таня всячески демонстрирует свою заботу о матери: проводит воспитательную беседу с школьным хулиганом, покупает ей у подруги дорогую шубу. А у той начинаются проблемы на работе из-за дочери. Её вызывает директор школы и спрашивает по поводу свадьбы Тани с иностранцем. На что она, пытаясь её оправдать, откровенно лжёт, что это всё по любви, и добавляя, что сейчас «не то время». Но директор отвечает: «Для нас, для людей, которым доверено формирование личности ребёнка, время должно быть всегда одним и тем же». Мать Тани восклицает: «Какой ужас!».

А ведь зря переживает. Пройдёт всего лишь два года, и время настанет совсем уж «не то». Но об этом позже. А пока на дворе 1989 год и проститутки как явление вроде «социально отсутствуют полностью», что с сарказмом говорит Таня подвозящему её таксисту. Но они есть, что и призван был показать этот фильм, судя по всему.

У Тани есть подружка Лялька, которая, в отличие от неё, ведёт скромный образ жизни, но явно ей завидует. Когда у Тани произошёл спор относительно её брака с иностранцем, та вступается за неё: «Иностранцы – они не то, что наши. Они и обходительны и при деньгах». Одна из коллег, которая постарше заметила: «При Сталине не было такого! Жили мы бедно, но одной семьёй и честно!». На что другой врач, причем мужчина, отшучивается: «Зато теперь богаты и бесчестны». Почти в точку про бесчестие, которое предстоит также через два года.

Странно, но отец Тани на «кобеля» явно не тянет. Очень скромный человек, инвалид второй группы, работает вахтёром в трамвайном парке, содержит больную неходячую жену и двух малолетних детей. Он предлагает дочери выпить, и Таня произносит тост, попрекая отца «некчёмной» жизнью. В ответ, в качестве мести, она получает условие своего согласия на её выезд за границу в размере трёх тысяч рублей. Вполне возможно, что отец разошёлся с матерью Тани по причине того, что та также считала его неудачником  и постоянно «пилила». Ну а дочери, мать само собой наплела небылиц, как это часто бывает после развода, и нового мужа искать себе не стала. Таким образом, и занятие Таней проституцией было предопределено не столько небольшой зарплатой медсестры, сколько воспитанием с культивированием мужененавистничества.

Приходится Тане в последний раз оказывать сексуслуги, на сей раз гражданину Японии. А перед эти она задаёт вызывающие вопросы клиенту: «Тебя что, твоя жена не удовлетворяет? Какого чёрта вы, как сюда приедете, сразу с цепи срываетесь к нашему брату?». Искусство дипломатии ей явно неведомо. Удивительная особенность наезжать на того, от кого ей надо что-то получить говорит о завышенной самооценке при недалеком уме. Да где бы ты добывала деньги на свои бесконечные материальные потребности, если бы иностранцы не пользовались валютными проститутками? Сама ведь по своей воле пошла «на панель», а теперь читаешь мораль. На самом деле, ничего в этом удивительно нет, ибо шлюха никогда не признаёт себя таковой. Она найдёт тысячу оправданий, будет обвинять кого угодно, кроме себя, прикрываясь маской жертвы. Обслужив клиента, Таня получает деньги для отца.

Точно также она ведёт себя и с подругами, которые предоставили ей помещение для сексуслуг и помогли обменять полученную от японца валюту. Их Таня попрекает провинциальным происхождением и попыткой получить высшее образование, чего она делать не стала, как было сказано раннее. В общем, она «в своём глазу бревна не видит» совершенно и всё меряет деньгами. А ведь высшее образование, позволяет, прежде всего, возрасти в интеллектуальном плане. Но зачем ей мозги, когда есть... ну вы поняли.

А когда мать умоляет её остаться, та заявляет, что уезжает не от неё, а от себя. При этом Таня ещё и говорит, что они с матерью живут в постоянном вранье: «Я лгу. Ты знаешь, что я лгу. Я знаю, что ты знаешь. Но я продолжаю лгать, а ты делаешь вид, что мне веришь, что само по себе - ложь». Когда мать говорит ей, что всё зависит от нас самих, та возражает. Почему-то эти слова дочери не вызывают никаких вопросов. А зря. Попытки матери убедить дочь в том, что и бедный может быть счастливым, натыкаются на глухую стену непонимания. В книге Кунина Таня ещё и упрекает мать в том, что они «цепляются за идею, которой сто лет в обед», и рассуждает о её о порочности, а также вспоминает про дедушку, расстрелянного в 1948 году. Но разве возможно убежать от самого себя? Ведь страсть к деньгам и шмоткам у Тани неистребима. С ней она и уезжает в новую жизнь.

В Швеции Таню встречает продуктовое изобилие и личный автомобиль, дорогая шуба и драгоценности. Эдвард действительно любит свою супругу и буквально осыпает подарками. Однако вскоре ему приходится поставить Таню перед фактом, что она много тратит денег. На работу её не берут, так как советский диплом медсестры в Швеции недействителен. И выехать обратно в СССР, чтобы навестить мать не получается.

К тому же Тане никак не удаётся забеременеть. Эдвард говорит, что с его стороны всё в порядке и надо бы проверить её, но жена явно не хочет, догадываясь о причине. Понятно, что в аборты ей приходилось делать не раз, оттого и бесплодие. И вскоре он понимает это и даже начинает раскаиваться за свой выбор. Ну что ж, надо было понимать, но что идёшь. Друзья и коллеги по работе Эдварда знают род занятий его жены до замужества, о чём буквально шепчутся за её спиной, а один из них даже пытается изнасиловать Таню. А она начинает злоупотреблять алкоголем и демонстративно игнорирует европейские нормы этикета. Также Таня заигрывает с советским водителем-дальнобойщиком, через которого передает подарки для матери. Кроме того, у Эдварда начинаются неприятности на работе: его исключают из делегации его фирмы, направляемой в СССР, так как он имеет жену «с сомнительной репутацией».

А тем временем, одну из подруг Тани, также занимающуюся валютной проституцией, милиция берет с валютой, и та на допросе свалила вину на неё. Путь домой оказывается отрезан. К её матери приходят следователи. Она признаётся, что замечала у дочери то новые сапожки, то бижутерию, но та, по её словам, всегда отшучивалась про «капитана дальнего плавания». На прямой вопрос, известно ли ей, что её дочь занимается валютной проституцией, та отказывается верить в это и закатывает истерику, говоря, что читает прессу и знает, что им «ничего не стоит опорочить человека» и «как они невинных сажают в тюрьмы». Понятно, что мать Тани – тайная антисоветчица. Но делами дочери стоило бы интересоваться побольше. Глядишь и не случилось бы ничего.

Соседские дети наклеивают на двери квартиры Таниной матери записку со словами: «Здесь живёт мать проститутки». Стоило бы ещё и говном измазать по старинной традиции. А в наше время даже записки не вешают, а жаль. От потрясений женщина совершает самоубийство, отравившись бытовым газом. Это лишний раз показывает её безответственность, так как в случае взрыва, могли пострадать ещё и соседи. Ведь квартира находился на верхнем этаже многоэтажки, и она могла просто выпрыгнуть из окна. От взрыва квартиру спасает Лялька, которая уже освоила «древнейшую профессию» своей подруги. А в это время Таня как будто нутром почувствовала смерть матери. Она решает лететь в Ленинград, но по дороге в аэропорт разбивается на своей машине. Драматизм момента усиливает звучащая русская народная песня «Бродяга» («По диким степям Забайкалья»), которая появляется также во время отъезда Тани из СССР.

Учёный-социолог Сергей Кара-Мурза в своей книге «Советская цивилизация» писал: «Пропаганда проституции имела прямое отношение к антисоветскому проекту как одно из направлений ударов по «культурному ядру» общества. Идеологические работники перестройки не просто оправдывали ее как якобы неизбежное социальное зло, они представляли проституцию чуть ли не благородным делом, формой общественного протеста против несправедливостей советского строя. Актриса Е.Яковлева (исполнительница главной роли в фильме П.Тодоровского «Интердевочка») так объяснила, что такое проституция: «Это следствие неприятия того, что приходится «исхитряться», чтобы прилично одеваться, вечно толкаться в очередях и еле дотягивать до получки или стипендии, жить в долгах... Проституция часто была для девочек формой протеста против демагогии и несправедливости, с которыми они сталкивались в жизни».

Однако в фильме «Интердевочка» видно, что главная героиня была движима вовсе не протестом, а именно своей порочной сущностью и жаждой роскоши, хотя и представлена жертвой обстоятельств и советского строя. Она предала и погубила мать, совратила подругу, испортила жизнь мужу-шведу. Шлюха всегда является разрушительницей по своей сути. Но видна также и прямая вина матери в судьбе дочери.

Несмотря на трагический конец, фильм «Интердевочка», как пишет газета «Вечерняя Москва», внёс свой вклад в мифологизирование профессии валютной проститутки. По соцопросам советских школьников, проведённом в 1989 году, профессия валютной проститутки входила в десятку самых престижных. И 35-40% московских школьниц на протяжении нескольких лет после просмотра этого фильма мечтали стать путанами. Деградация нравственных ценностей предопределила крах Советского Союза.


Comments

( 3 comments — Leave a comment )
vladimir_000
Sep. 9th, 2017 11:46 pm (UTC)
Зачётная статья, плюс,плюс,плюс.
Да, пора бы начать переосмысливать критерии ценностей. Настала пора отделять "котлеты от мух".
Ларс Айдингер: В определенной степени я могу это даже понять. Николай II, которого я сыграл, причислен к лику святых, разумеется, его хочется защищать. А тут выходит фильм про аферу царя с балериной. Но подобные упреки и критика становятся беспочвенными, если посмотреть этот фильм. Потому что с самого начала ясно, что фильм с огромным уважением относится к этой личности, показывает глубоко человечную историю.
- Режиссера обвиняют, в частности, в том, что на роль российского царя был приглашен немецкий актер, да к тому же, я подчеркиваю, это выражение не мое, а российских СМИ, "порноактер", что, дескать, недостойно и оскорбительно. Как вы справляетесь с подобными упреками?
- До сих пор мне как-то не нужно было с ними "справляться" … Я на это не обижаюсь. Разве что опасаюсь, а не приведет ли подобная критика к тому, что фильм вообще не выйдет на киноэкраны. Ничего предосудительного в порноиндустрии я не вижу.

Что самое интересное, что он даже не соотносит себя к личности с аморальным образом, которого Учитель пригласил играть роль главного героя причисленного к лику святых.

Здесь та же самая история.
Так же как и в Фильме "Интердевочка" - героиня так же не видит в своём занятии ни чего предосудительного.
Это как Святое ваять из дерьма, подавать как искусство, и утверждать что нет никакой разницы из чего это сделано, всё те же линии, всё тот же профиль, ну материал другой, но это же выбор художника, а поскольку художник выбрал именно этот материал, то отрицать его выбор никто не имеет право, ты обязан лицезреть в одной зале две скульптуры одна из белого мрамора - другая из дерьма и принять это как должное и не видеть в этом никакой разницы...
Есть разница и она в восприятии прекрасного, равно как и моральный облик, внешне прекрасна, а внутри в лучшем случае пустота, в худшем - дерьмо.

Таким вот образом, явно заказные инциденты вымарывают в нечистотах одну святыню за другой.
Иван Грозный убивает своего сына, Арийская свастика стала ассоциироваться с нацизмом и фашизмом, Николая II играет порноактёр, что будет дальше?
Andrey Torn
Sep. 11th, 2017 12:32 pm (UTC)
Не стоит смешивать мух и котлеты)) Бывший царь Николашка для нормальных людей святыней не является
kin_anvar1
Sep. 10th, 2017 03:46 pm (UTC)
А я в связи с этим вспомнил последнюю новость:
"Юлия Латынина и ее родители находятся за границей. Возвращаться назад в скором будущем журналистка не планирует."
Тяжела жизнь валютной проститутки...
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

stasrus2009
Станислав Крутиков

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner