?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Современное искусство… Это словосочетание мы слышим в этом году довольно часто. Так получилось, что при упоминании этого явления сразу же вспоминаются арт-группа «Война» и конечно же Pussy Riot, участницы которой назвали актом такого искусства своё скандальное выступление в Храме Христа Спасителя в феврале. Хотя большинство населения по данным опросов не поняли их «добрых» и «художественных» намерений, и три участницы группы были приговорены к 2 годам колонии общего режима.

Но  оказалось, что точку в этом деле ставить рано. В Москве 20 сентября в Центре Современного Искусства «Винзавод» в галерее Марата Гельмана открылась выставка картин и т.н. «икон в новом стиле» под пафосным названием «Духовная брань». То, что там  выставлено, вызвало нешуточную брань уже в день открытия. Причём полиции пришлось стянуть к галерее аж 4 автобуса с бойцами ОМОНа, так как пришедший народ не очень-то обрадовался такому событию. Казаки и православные верующие даже попытались перекрыть вход на выставку. Перепуганная охрана «Винзавода» немедленно сделала объявленный накануне свободный вход несвободным и уповала на нашу молодую полицию в касках и бронежилетах, только благодаря которой пришедшие люди так и не смогли выразить своё восхищение смелому замыслу организаторов выставки, дабы она оправдала своё громкое название. Руководство Центра Современного Искусства пообещало решить судьбу скандальной выставки после возвращения в Москву галериста Марата Гельмана.

IMG_1477

IMG_1478


Сам галерист в своём блоге на сайте радио «Эхо Москвы» заявил следующее: «Уважаемые православные, священники и члены общины. Но если вы возбуждаетесь даже не глядя (те кто видел выставку в основном очень положительно о ней отзываются) то и к остальным вашим претензиям будут относиться как чистому проявлению мракобесия. Если вы будете не разобравшись, по слухам, объявлять свою священную войну, именно вы будете дискредитировать церковь, а не художники. Конечно после ситуации с Пусси-рает, не только после акции, но после всех этих судов, реакции мировой общественности, страсти накалены. 
Но Пусси Рает уже не одну Мальцеву вдохновили, я видел множество работ с образами в балаклавах. Это факт. Они мифологизируются с огромной скоростью. Для одних положительные герои для других отрицательные. Для третьих жертвы незаконного суда. 

Бондаренко православный воцерковленный человек. У него претензии к священноначалию. Я в это не вникаю. Возможно даже образы Мальцевой кощунственны. Я не знаю как это определить. Я знаю что в суд подавали на абсолютно безобидные работы». [1]

Ну насчёт тех, кто видел выставку, не надо обобщать. Я сам был там на следующий день, и она произвела на меня тяжёлое впечатление.

IMG_1565

IMG_1561

Интересна характеристика Гельманом автора идеи выставки Виктора Бондаренко. Вот что этот «православный и воцерковлённый» человек пишет в своём блоге на сайте Грани.ру: «Наш проект "Духовная брань" многих возмутил тем, что он очень правдивый. Он показал, какая черная пелена накрыла нашу страну. Проект, конечно, многослойный, и ясно, что он был инициирован ситуацией с Pussy Riot. Панк-молебен был на территории православного храма - какие-то люди могли почувствовать себя обиженными, оскорбленными. Это понятно, хотя я не считаю, что они кого-то оскорбили. Церковь пришла на нашу территорию, на территорию светского общества. Они первыми начали и должны были понимать: как аукнется, так и откликнется. Вот и откликнулось. Но они первыми начали раздирать нежную, розовую зарождающуюся материю нашего общества своим черным ретроградским мракобесным фаллосом. Конечно, обществу больно, особенно думающим людям. И произошло то, что произошло…

Вчера я впервые с удивлением узнал, что Москва - это казачья станица. Так и вижу это немытое быдло из книг и фильмов - "пойдем погуляем по Шляхетии или Туретчине". Это значит - насиловать, уничтожать, грабить, вырывать из ушей золотые серьги. Сейчас это быдло пришло к нам…

"Духовная брань" - это ответ черной сутане, которая опускается на нас, как бухенвальдская колючая проволока». [2]

Вот так. «Православный и воцерковлённый человек» автор идеи выставки работ, затрагивающих религиозную сферу, утверждает, что его территория – светское общество, а вовсе не Церковь, которая, как сказано выше, на эту территорию пришла. А уж высказывание про казаков в комментариях не нуждается.

Что-то такое про «накрывшую пелену» или «колючую проволоку» я уже видел в ЖЖ-сообществе феминистского журнала «Остров». Только называлось это иначе – «сексуальная контрреволюция, во главе которой стоит РПЦ»: «И началась эта контрреволюция с наступления не на ЛГБТ, а на репродуктивные права женщин – с антиабортной компании, которая достигла пика в сентябре 2011 года… Она идет дальше в школы, где вместо курсов сексуального просвещения вводятся курсы православной культуры. И собирается укрепиться в наиболее традиционной ячейке любого общества – в семье...  Представители общественности подготовили концепцию «Возрождение семьи в России на основе традиционных духовно-нравственных ценностей». По этому законопроекту семьёй будет считаться только союз между мужчиной и женщиной, зарегистрированный в ЗАГСе. И ни о каких иных формах семьи речь не идёт». [3]

Вот такая беда. Запрещают убивать детей в утробах, а также «иные формы семьи». Какие именно, не уточняется. Так что каждый может дать волю фантазии. Вот такая «пелена» накрыла страну, благодаря Церкви. Пелена возрождения высокой нравственности и культуры семьи.

Кроме того, в каталоге картин этой выставки, который раздавался бесплатно, есть такие слова: «Точка, в которой располагается «Духовная брань», - весьма спорная. Это её неоспоримое преимущество; она дарует работам жизненную убедительность и благодатную опасность. Ту же опасность, которая исходила от слов и действий Христа по отношению к фарисеям и храмовым торговцам, к ветхой закосневшей традиции. Ту же опасность, что исходит от группы Pussy Riot, которая оказалась способной непредвиденно и «случайно» обнажить фальшивые и хрупкие опоры ортодоксальной религиозной оболочки».

Жуткое для православного человека сравнение. Но только для православного, а не для того, кто пришёл со своими «инновациями» на территорию Церкви, чтобы на что-то «откликнуться». Отчётливо читается дерзкий вызов Русской Православной Церкви и всем православным верующим. Хотя не учли организаторы, что, помимо всего прочего, им, в отличие от Христа, пришлось отгораживаться от пришедших полюбоваться на их «творения» верующих отрядами ОМОНа. Какое «искусство» – такая и благодарность народа.

IMG_1480

IMG_1517

Ещё большим вызовом являются так называемые «иконы в новом стиле», выставленные в галерее. Святые отцы называли икону Евангелием для неграмотных. «Изображения употребляются в храмах, дабы те, кто не знает грамоты, по крайней мере, глядя на стены, читали то, что не в силах прочесть в книгах», — писал святитель Григорий Великий, папа Римский. По словам преподобного Иоанна Дамаскина, «изображение есть напоминание: и чем является книга для тех, которые помнят чтение и письмо, тем же для неграмотных служит изображение; и что для слуха — слово, это же для зрения — изображение; при помощи ума мы вступаем в единение с ним». Икона неразрывно связана с догматом и немыслима вне догматического контекста. В иконе при помощи художественных средств передаются основные догматы христианства — о Святой Троице, о Боговоплощении, о спасении и обожении человека. [4]

А что может нести такая «икона»,  можно только догадываться.

IMG_1566


Ссылки:

[1]  http://www.echo.msk.ru/blog/marat_gelman/933252-echo/

[2]  http://grani.ru/blogs/free/entries/206631.html

[3]  http://journal-ostrov.livejournal.com/15510.html#cutid1

[4]  http://www.pravoslavie.by/page_book/bogoslovskoe-znachenie-ikony 



Profile

stasrus2009
Станислав Крутиков

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner